Подача жалоб со стороны участников государственных публичных закупок на заказчиков является естественной мерой правовой защиты и профилактикой коррупции. Однако существующая система работает неэффективно. Как показывают исследования Киевской школы экономики, 62% участников считают оплату за подачу жалобы в АМКУ слишком большой.
Стоит уточнить, что тарифы на подачу жалоб в электронных закупках выглядят так: 5000 гривен для тендера по закупке товаров или услуг, 15000 гривен при закупке работ. Да и к самой системе мало доверия, вот основные проблемы:
- для участников механизм и стоимость подачи жалоб являются сдерживающими факторами;
- участники не доверяют системе подачи жалоб и часто не знают, как она работает;
- неоплаченные и неправильно оформленные жалобы тормозят процесс проведения торгов и работу комиссию АМКУ;
- нет эффективного механизма борьбы с манипулированием системой подачи жалоб.
Улучшение системы подачи жалоб актуальный вопрос. Как показывает опыт стран Европейского союза, 11% стран вообще не взимают плату за подачу жалоб в госзакупках. 39% стран ввели дифференцированный подход к оплате, который составляет 1-3% от ожидаемой стоимости закупки.
Департамент регулирования публичных закупок готовит Постановление КМУ, в котором запланированы изменения в тарификацию оплаты подачи жалоб. Дифференцированная оплата будет выглядеть следующим образом: 0,3% от стоимости закупки, но не меньше 2000 гривен, если жалоба подается до окончания срока подачи предложений от участников; 0,6% от стоимости закупки, но не меньше 3000 гривен, если жалоба подается после окончания аукциона, если Постановление будет принято в существующей форме.